Ведическая модель уровней сознания

Первый уровень – анна-майя. Уровень различения роли пищи, сна, совокупления и обороны. Это первые (первичные) признаки жизни живого существа. Неразличение этих факторов жизни приведет к гибели индивида или биологического вида в целом.

Этот уровень является доминирующим, подчас, и исчерпывающим на животном уровне, в младенческом возрасте. У различных животных, на различных стадиях формирования человеческого индивида этот уровень принимает многообразные, почти неисчерпаемые, формы проявления.

Но этот уровень, являясь самим низшим, является и самым фундаментальным уровнем, обеспечивающим успешное функционирование последующих уровней. На нем происходит формирование органов чувств и самих чувств. Например, неправильное приучение младенца ходить на “горшок” приводит к формированию психологических комплексов искажающих картину нормального развития в последующем возрасте (стадии).

Второй уровень – прана-майя. Уровень различения разных жизненных проявлений, не сводимых к предыдущим идентификациям. Этот уровень намного многообразное предыдущего. Например, индивид начинает видеть красоту и неповторимость каждого восхода и заката солнца, запах свежескошенной травы и аромат цветка, трель соловья или шум морского прибоя, ощущать упругость яблока или обволакивающую теплоту струящегося воздуха в летний день, вкус родниковой воды и т.д. Мир открывается как бесконечное море чувственных феноменов, постоянно и бесконечно переливающихся и неповторимых в своем очаровании. Человек выращивает цветы и искренне любуется ими или заводит домашнее животное и играет с ними, проявляя нежность и заботу к этим живым существам.

Третий уровень – гьяна-майя. Уровень различения сущностных сил, законов. Человек проникает за занавес чувственно воспринимаемых феноменов, начинает выделять системообразующие сущности. Результатом подобного познания являются глубокие образы (в форме мифов), философские категории , научные понятия, законы и принципы стоящие за всем этим многообразием феноменального мира. В зависимости от природы индивида сущностное познание мира может проявляться как научное, мифологическое, религиозное, художественное творчество (например, Л.Толстой в романе “Война и мир” описал все 16 соционических психотипов), музыкальное творчество (симфония равна научному исследованию выраженному в рамках соответствующего языка). На этом уровне сознания создаются предпосылки для последующего создания многотонных самолетов, которые вопреки всем представлениям второго уровня летают или создание компьютеров, способных побеждать в шахматы чемпиона мира по шахматам.

Четвертый уровень – вигьяна-майя. Уровень трансцендентного восприятия мира, выход за пределы двойственного восприятия реальности. Академик Мигдал описал это состояние, которое он иногда испытывал, почти йоговскми словами “не различая ни дня, ни ночи, ни мужчину, ни женщину”. Этот уровень достигается в моменты исключительной сосредоточенности, творческого всепоглощающего вдохновения, состояния сатори, катарсиса, экстаза, транса. Характерным моментом является полное неразрывное единство с объектом познания или взаимодействия, который в этот момент становится субъектом, в котором индивид растворяется в самоотдаче и, который становится, в свою очередь, формой бытия индивида. В этом состоянии сознания преодолевается обусловленность местом, временем и обстоятельствами. Это трансовое состояние. Опыт этого состояния дает мудрость, способность видеть “все как есть”, вне понятий “добра и зла”, “одинаково относиться к ученому брахману, к собаке и к собакоеду”.

Пятый уровень – ананда-майя. Уровень блаженства. Как говорил Серафим Саровский, можно всю жизнь гнить с червями в яме ради достижения того невысказываемого блаженства, которое достигается при встрече с духовным бытием, где все проникнуто, соткано любовью, знанием, вечностью, где живое существо в настроении любовного преданного служения и осознания своей уникальности и неотъемленности, и неразрывности себя, как части Актуальной бесконечности, Абсолютной истины, Абсолютного бытия, обретает свободу полного самовыражения и самореализации. Это состояние глубоко личное, интимное, где индивид неповторим, где он обретает себя во всей своей полноте. Достижение этого уровня явление редкое, хотя и очень привлекательное. Здесь много имитаций и эрзац-достижений, много попыток достичь его с помощью наркотиков или следования за лжепророками.

Дополнительно можно указать еще ряд положений, на которых будет строиться наша модель. Это:

1. Каждый индивид имеет душу, качественно равную природе Абсолюта и имеет изначальное положение в духовном мире. Осознание этого изначального положения и является высшей и конечной целью живого существа.

2. Каждое живое существо неповторимо и уникально, и не только уникальностью своего прошлого и настоящего, но именно уникально в своей изначальной потенции к самореализации и самовыражению.

Модель самоосознания живого существа

Суть модели самоосознания заключается в том, что живое существо эволюционирует или деградирует по спирали (гегелевская спираль эволюции Абсолютной идеи) последовательно переходя с одного уровня на другой, причем в рамках одного уровня оно проявляется как последовательность четырёх стадий:

1) самопознание, самоидентификация своего Я (дхарма);
2) внешняя деятельность, самоидентификация вовне (артха);
3) получение внутреннего удовлетворения от самореализации своей природы (кама);
4) качественное исчерпание себя на данном уровне, осознание необходимости, но недостаточности этого уровня, исчерпание смысла и поиск новых горизонтов самоидентификации, (новой парадигмы бытия (мокша).

Фактически, эти стадии разделяются условно. Скорее они выделяются по тому насколько одно настроение доминирует над другими. Понятно, что процесс самоидентификации, осознание своей природы продолжается и через внешнюю деятельность, где осознание своего Я уточняется, обогащается и корректируется. Удовлетворение присутствует как на стадии самопознания, так и на стадии самореализации, более того удовлетворение можно рассматривать как критерий адекватности самореализации внутренней природе индивида. На каждом уровне природа индивида проявляется своим образом и она не сводима к предыдущему уровню, хотя и включает его как необходимый момент полноты бытия индивида.

Важно отметить следующее:

1. Каждая следующая стадия не является формальным отрицанием предыдущей стадии, но является ее развитием в качественно новой форме, в форме ее инобытия.
2. Каждая предыдущая стадия является необходимым моментом созревания и проявления следующей стадии, и входит в нее как необходимый момент.
3. Попытка перескочить, проигнорировать, не дать полноценно проявиться и исчерпать себя какой-либо стадии делает неполноценной, неполной, ущербной следующую стадию, что с неизбежностью деформирует развитие личности, вплоть до полного ступора, омертвления.
4. Каждая стадия наполняется конкретным индивидуальным содержанием исходя из природы индивида. Природа индивида определяет содержание каждой стадии.
5. Все вышесказанное относится и к уровню самоосознания. Переход к следующему уровню возможен только через исчерпание предыдущего уровня и появления внутренней настоятельной необходимости к скачку, к прорыву, к полной смене старой парадигмы взаимоотношений с миром. Переход на следующий уровень не ликвидирует, не отменяет предыдущий как неполноценный, ущербный, а просто наполняет его новым, более глубоким и сокровенным содержанием.
6. Данные уровни самоосознания являются первым контуром и протекают на материальном уровне. В ведической литературе упоминается, что существует второй контур этих же уровней самоосознания, протекающих уже на духовном уровне. Последовательность на втором контуре уже иная: Вигьяна-майя, Прана-майя, Гьяна-майя, Анна-майя.

Развитие и применение данной модели:

1. Детская педагогика и психология. Формирование органов чувств и идентификация объектов чувств. Подстадии самоидентификации и важность их естественного проявления и исчерпания. Появление комплексов, как реакция на насильственную попытку ускорить или изменить “процесс”. Принципы воспитания и развития в соответствии с уровнем и этапами самоосознания ребенка, подростка, юноши.
2. Формирование методик, игровых тренингов, детально разработанных практик по “естественному” развитию самоосознания, исключающих зомбирование (более того, включающих распознавание подобных попыток как со стороны окружающих, так и со стороны самих себя).
3. Использование данной модели для сравнительного анализа различных религиозных и духовных традиций в части духовного развития личности, выявления инвариантов и отличий этих подходов, создание предпосылок для взаимопонимания и трансляции опыта одной традиции в непосредственный опыт другой или через третью метасистему и, тем самым, взаимообогащение этих традиций.
4. Духовный путь тернист и не самоочевиден. Требуется опыт более продвинутого наставника. Данная модель позволяет привлечь опыт, более того, оформить этот опыт предыдущих учителей и сделать его достоянием ищущих. Данная модель надконфиссиональна и может быть использована различными традициями через развитие ее для диалога с окружающим миром.
5. Данная модель может послужить “таблицей Менделеева”, в которой могут найти свое место различные психологические теории личности. В настоящий момент эти теории дают модели личности, отрицающие и исключающие друг друга.